О чем рассказывают иконы зимних праздников


Январь богат на важные православные праздники. Рассмотрим в деталях их иконы из собраний музеев страны.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Когда: 7 января (25 декабря по старому стилю).
Что празднуем: рождение Иисуса Христа



 Иконы Рождества бывают двух вариантов — лаконичные и развернутые, с подробностями. Взглянем на икону из Русского музея (1701 год): здесь деталей мало. Иконописец Иван Марков строго следует тексту Нового Завета: в небесах поют ангелы, Святое семейство в пещере, Младенец лежит в деревянных яслях с ножками, как у кровати. По сторонам Марии и Иосифа стоят пастухи, которые пришли поклониться новорожденному. Ниже — хронологически предшествующий эпизод: пастухам является ангел и рассказывает о чуде. Прелесть иконе придают крошечные белые козы и овцы, которые резвятся на зеленой травке под ногами у персонажей.

 Намного чаще встречаются иконы, которые полны деталями из апокрифов — религиозных текстов, не вошедших в библейский канон. Такова, например, икона из Новгородского музея (XVIII век). Чего здесь только нет! Для начала — знакомые евангельские сцены: волхвы на конях следуют за путеводной Вифлеемской звездой, а потом в пещере склоняются перед Младенцем и приносят ему дары. А вот новые подробности: старик, олицетворяющий «дух сомнения», искушает Иосифа вопросом, возможно ли непорочное зачатие (здесь слева); над ними еще один Иосиф — он спит, а ангел его предупреждает о грядущем избиении младенцев. Само убийство новорожденных детей на этой иконе изображено в нижней части: обратите внимание на царя Ирода, который сидит на троне и отдает приказ. Также мы видим, как от избиения спаслись Дева Мария с Иисусом (они уезжают на белом осле, это сцена называется «Бегство в Египет»), а также маленький Иоанн Креститель на руках у матери Праведной Елизаветы (перед ними расступилась скала, внутри которой они спрятались).

Типичная деталь иконы — центральная фигура Богоматери на красном ложе, хотя, как вы видите, это условие соблюдается не всегда. Еще в иконах Рождества обычно изображают двух женщин, которые готовятся окунуть новорожденного Иисуса в круглую купель — это повитухи Гелома и Саломея. Последняя не поверила, что Мария после родов осталась девушкой, и решила проверить. Из-за этого у нее иссохла рука, но потом она покаялась, дотронулась до пеленок новорожденного Христа и исцелилась.

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Когда: 8 января (26 декабря по старому стилю)
Что празднуем: благодарность Деве Марии, родившей сына днем ранее

Слово «собор» в названии праздника и посвященной ему иконы означает не «храм», а собрание, если точнее — собрание верующих, поклоняющихся Деве Марии и возносящих ей хвалу. С первого взгляда это не очевидно, но икона «Собор Пресвятой Богородицы» — это еще и символический вариант «Рождества Христова». Перед Марией и Младенцем здесь собрались уже знакомые нам персонажи — пастухи, волхвы и ангелы.

Две необычные косматые фигуры — это аллегории Земли и Пустыни. Они протягивают Богоматери свои дары, без которых немыслимо Рождество — вертеп и ясли. Эти дары они преподносят строго в соответствии с текстом Иоанна Дамаскина (VIII век), иллюстрацией которого является икона. А внизу обычно писали торжественное рождественское богослужение, на котором присутствовали хор певцов, богословы — Отцы Церкви и гимнографы, патриархи, цари.
 
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Когда: 19 января (6 января по старому стилю)
Что празднуем: Богоявление


Когда Иоанн Креститель совершал обряд крещения над Иисусом, стоящим в водах реки Иордан, на того сошел Святой Дух и раздался глас Бога-Отца, который произнес «Сей есть Сын Мой возлюбленный». То есть в этот момент впервые новозаветная Троица явилась на земле в трех лицах. Именно поэтому праздник Крещения также называется и Богоявлением. На некоторых иконах это можно разглядеть в подробностях — в небесах пишут фигуру Бога-Отца, а в нисходящем от него луче света — голубя Святого Духа.

Однако на иконе из Русского музея, входившей в Васильевский иконостас (приписывался Андрею Рублеву) этих деталей нет. Во-первых, она такая древняя, что золотой луч и белый голубь со временем истерлись. Во-вторых, Бога-Отца здесь не написали — его символизирует лишь темно-синий полукруглый сегмент неба у верхнего края иконы.

Зато здесь есть другие любопытные персонажи. Помимо ангелов, которые стоят на берегу и держат в руках покровы, будто полотенца, в волнах реки Иордан можно заметить загадочные фигуры. Мужчина — это персонификация Иордана, а женщина — моря. Они возникли в этой иконе, потому что в числе гимнов праздника есть псалм со строками «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять».


Комментариев нет:

Отправить комментарий