Январь богат на важные православные праздники.
Рассмотрим в деталях их иконы из собраний музеев страны.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Когда: 7 января (25 декабря по старому стилю).
Что празднуем: рождение Иисуса Христа
Иконы Рождества бывают двух вариантов — лаконичные и
развернутые, с подробностями. Взглянем на икону из Русского музея (1701 год):
здесь деталей мало. Иконописец Иван Марков строго следует тексту Нового Завета:
в небесах поют ангелы, Святое семейство в пещере, Младенец лежит в деревянных
яслях с ножками, как у кровати. По сторонам Марии и Иосифа стоят пастухи,
которые пришли поклониться новорожденному. Ниже — хронологически предшествующий
эпизод: пастухам является ангел и рассказывает о чуде. Прелесть иконе придают
крошечные белые козы и овцы, которые резвятся на зеленой травке под ногами у
персонажей.
Намного чаще встречаются иконы, которые полны деталями из апокрифов —
религиозных текстов, не вошедших в библейский канон. Такова, например, икона из
Новгородского музея (XVIII
век). Чего здесь только нет! Для начала — знакомые евангельские сцены: волхвы
на конях следуют за путеводной Вифлеемской звездой, а потом в пещере склоняются
перед Младенцем и приносят ему дары. А вот новые подробности: старик,
олицетворяющий «дух сомнения», искушает Иосифа вопросом, возможно ли непорочное
зачатие (здесь слева); над ними еще один Иосиф — он спит, а ангел его
предупреждает о грядущем избиении младенцев. Само убийство новорожденных детей
на этой иконе изображено в нижней части: обратите внимание на царя Ирода,
который сидит на троне и отдает приказ. Также мы видим, как от избиения
спаслись Дева Мария с Иисусом (они уезжают на белом осле, это сцена называется
«Бегство в Египет»), а также маленький Иоанн Креститель на руках у матери
Праведной Елизаветы (перед ними расступилась скала, внутри которой они спрятались).
Типичная деталь иконы — центральная фигура Богоматери на красном ложе, хотя, как вы видите, это условие соблюдается не всегда. Еще в иконах Рождества обычно изображают двух женщин, которые готовятся окунуть новорожденного Иисуса в круглую купель — это повитухи Гелома и Саломея. Последняя не поверила, что Мария после родов осталась девушкой, и решила проверить. Из-за этого у нее иссохла рука, но потом она покаялась, дотронулась до пеленок новорожденного Христа и исцелилась.
СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Когда: 8 января (26 декабря по старому стилю)
Что празднуем: благодарность Деве Марии, родившей сына днем ранее
Слово «собор» в названии праздника и посвященной ему иконы означает не «храм»,
а собрание, если точнее — собрание верующих, поклоняющихся Деве Марии и
возносящих ей хвалу. С первого взгляда это не очевидно, но икона «Собор
Пресвятой Богородицы» — это еще и символический вариант «Рождества Христова».
Перед Марией и Младенцем здесь собрались уже знакомые нам персонажи — пастухи,
волхвы и ангелы.
Две необычные косматые фигуры — это аллегории Земли и Пустыни. Они протягивают Богоматери свои дары, без которых немыслимо Рождество — вертеп и ясли. Эти дары они преподносят строго в соответствии с текстом Иоанна Дамаскина (VIII век), иллюстрацией которого является икона. А внизу обычно писали торжественное рождественское богослужение, на котором присутствовали хор певцов, богословы — Отцы Церкви и гимнографы, патриархи, цари.
Две необычные косматые фигуры — это аллегории Земли и Пустыни. Они протягивают Богоматери свои дары, без которых немыслимо Рождество — вертеп и ясли. Эти дары они преподносят строго в соответствии с текстом Иоанна Дамаскина (VIII век), иллюстрацией которого является икона. А внизу обычно писали торжественное рождественское богослужение, на котором присутствовали хор певцов, богословы — Отцы Церкви и гимнографы, патриархи, цари.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Когда: 19 января (6 января по старому стилю)
Что празднуем: Богоявление
Когда: 19 января (6 января по старому стилю)
Что празднуем: Богоявление
Когда Иоанн Креститель совершал обряд крещения над Иисусом, стоящим в водах
реки Иордан, на того сошел Святой Дух и раздался глас Бога-Отца, который
произнес «Сей есть Сын Мой возлюбленный». То есть в этот момент впервые
новозаветная Троица явилась на земле в трех лицах. Именно поэтому праздник
Крещения также называется и Богоявлением. На некоторых иконах это можно
разглядеть в подробностях — в небесах пишут фигуру Бога-Отца, а в нисходящем от
него луче света — голубя Святого Духа.
Однако на иконе из Русского музея, входившей в Васильевский иконостас (приписывался Андрею Рублеву) этих деталей нет. Во-первых, она такая древняя, что золотой луч и белый голубь со временем истерлись. Во-вторых, Бога-Отца здесь не написали — его символизирует лишь темно-синий полукруглый сегмент неба у верхнего края иконы.
Однако на иконе из Русского музея, входившей в Васильевский иконостас (приписывался Андрею Рублеву) этих деталей нет. Во-первых, она такая древняя, что золотой луч и белый голубь со временем истерлись. Во-вторых, Бога-Отца здесь не написали — его символизирует лишь темно-синий полукруглый сегмент неба у верхнего края иконы.
Зато здесь есть другие любопытные персонажи. Помимо ангелов, которые стоят на берегу и держат в руках покровы, будто полотенца, в волнах реки Иордан можно заметить загадочные фигуры. Мужчина — это персонификация Иордана, а женщина — моря. Они возникли в этой иконе, потому что в числе гимнов праздника есть псалм со строками «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять».
Комментариев нет:
Отправить комментарий