Окончание поста, пробуждение природы, начало
полевых работ. Что ни событие в жизни русской глубинки — то повод
затянуть песню или завести хоровод. Столетия назад, а во многих селах
и сегодня. Познакомимся с традициями наших предков, подпоем протяжную.
Карагодами издавна встречали Пасху в селе Павличи Брянской
области. Начиная с Христова Воскресения снимался запрет на пение
и танцы. Жители вне зависимости от возраста заводили круг. Местная
традиция — хороводы со Старцем. Ряженный в ветхую одежду с цепком для
обмолота зерна символизировал образ предков. Местные жительницы
вспоминают, что весенние песни можно было петь «бесконечно». Помнят
протяжные мелодии с поэтическими текстами в селе Павличи и сегодня.
Возрождают древнюю традицию вождения весенних карогодов на сельских
и школьных праздниках.>>>>>>>
Весенние хороводы Климовского района Брянской области отмечали еще фольклорные экспедиции Гнесинки.
Пасха, Красная горка, Радоница — праздничные дни сопровождались
различными фигурами хороводов и напевами. Девушки водили стрелу, утицу
или дуба. Собирались в круг не менее 40 девушек и ребята «кто посмелее».
Стрелу водили из одного конца села в другой, зачастую обходя дома, где
были приготовлены угощения. Вождение карагодов, по словам местных
жителей, способствовало замужеству. Бытовала даже примета: где раньше
запоют хороводную песню — там раньше и свадеб жди.>>>>>>
Пасхальный обход дворов — часть празднования Христова Воскресения
в Псковской области. Обходили в пасхальную ночь, волочебные песни
исполняли артелями под аккомпанемент скрипки, цимбалы и гармоники.
За исполнение получали угощение хозяев. В каждом доме по случаю
накрывали стол. Тексты — словно аграрный календарь. Каждый праздник —
своя традиция. «Святая вербина — возьми рябинку, выгони животинку»,
«Святой Борис засевает, святой Микола по межам ходит, жито правит» — так
весь ход полевых работ и расписан. По дворам на Псковской земле ходили
вплоть до 80-х годов ХХ века.>>>>>>>
В Сибири, невзирая на суровый климат, пели и танцевали круглый
год: от Святок до Пасхи и Троицы. Если зимой все больше парами,
то с пробуждением природы, как потеплеет за окном, заводился хоровод.
Традиционные сибирские наигрыши «Махонька» и «Подгорная» требуют походов
по деревне. Вёшные песни и простор получали особый, и массовость.
Бывало, вместе собиралось до 200 человек — ни один самый просторный дом
не вместит. Хороводные песни старожилов Сибири сегодня звучат
и со сцены. К примеру, программа Сибирского народного хора включает целые фольклорные зарисовки.>>>>>>>
«А мы просо сеяли…» — затягивают по весне в казачьих станицах
по Северному Донцу. Хороводы — для юношей и девушек, игры с приговорами
для детей. Исследователи русских традиций отмечали, что сочетались
в играх спортивные элементы с обрядовыми, ритуальными. Пели по весне,
как водится — о чувствах. «Веснянки донские — просто песни о любви», —
писал в середине прошлого века музыковед Александр Листопадов. Доставали
в весенние дни из закромов печенье в форме крестов, что пекли в пост
и хранили в пшенице, — в качестве оберега на урожай. Ели эти куличи, когда выезжали в поля — сеять.>>>>>>>
Границу и весны, и лета проводят в Новозыбковском районе Брянской
области. На Вознесение — обряд похорон стрелы. С давних времен,
«до колхозов», и в наши дни. Праздник объединяет все фольклорные
традиции: песни, обычаи, игры и хороводы. «Похороны стрелы» — прощание
с весенними песнями. На обряд собираются жители близлежащих сел,
одеваются в домотканые рубахи с браными (узорчатыми) рукавами
и на месте, где когда-то находилась церковь, водят круговые хороводы.
«Если мы не будем хоронить стрелу, то время остановится», — говорят
местные жители и продолжают традиции предков.>>>>>>>>
Весна — время встречи нового земледельческого года. Кукморские
удмурты, проживающие на территории Татарстана, начинают весенние обряды
в Пасху. Праздник длится целую неделю: с молениями и поминовением
предков, обходом домов и выходом на пашню. Главное блюдо в Бадњым нал
(Великий день) — гусиная каша, а главное развлечение — курегпуз
тагаллян: катание яиц. Есть у каждой деревни и свой напев к празднику,
в народе он называется Акашка. Каждый день после Великого дня имеет свои
традиции. Главная — выход в поле. До этого времени копать — беспокоить
землю не позволялось.>>>>>>>>>
Материалы с сайта Культура.рф http://www.culture.ru/materials/102849/vesnyanki-i-horovodi-obryadi-i-traditsii-ot-pashi-do-krasnoy-gorki
Комментариев нет:
Отправить комментарий