Веснянки и хороводы. Обряды и традиции: от Пасхи до Красной горки

Окончание поста, пробуждение природы, начало полевых работ. Что ни событие в жизни русской глубинки — то повод затянуть песню или завести хоровод. Столетия назад, а во многих селах и сегодня. Познакомимся с традициями наших предков, подпоем протяжную.


Весенние карагоды в селе Павличи Клинцовского района Брянской области
 Хороводная традиция села Павличи − один из наиболее сохранных компонентов местной народной культуры.
Карагодами издавна встречали Пасху в селе Павличи Брянской области. Начиная с Христова Воскресения снимался запрет на пение и танцы. Жители вне зависимости от возраста заводили круг. Местная традиция — хороводы со Старцем. Ряженный в ветхую одежду с цепком для обмолота зерна символизировал образ предков. Местные жительницы вспоминают, что весенние песни можно было петь «бесконечно». Помнят протяжные мелодии с поэтическими текстами в селе Павличи и сегодня. Возрождают древнюю традицию вождения весенних карогодов на сельских и школьных праздниках.>>>>>>>


Весенние хороводы Климовского района Брянской области отмечали еще фольклорные экспедиции Гнесинки. Пасха, Красная горка, Радоница — праздничные дни сопровождались различными фигурами хороводов и напевами. Девушки водили стрелу, утицу или дуба. Собирались в круг не менее 40 девушек и ребята «кто посмелее». Стрелу водили из одного конца села в другой, зачастую обходя дома, где были приготовлены угощения. Вождение карагодов, по словам местных жителей, способствовало замужеству. Бытовала даже примета: где раньше запоют хороводную песню — там раньше и свадеб жди.>>>>>>

Традиции пасхального обхода дворов с пением волочебных песен в Псковской области
 Обход дворов с пением волочебных песен – неотъемлемый атрибут пасхальной обрядности.
Пасхальный обход дворов — часть празднования Христова Воскресения в Псковской области. Обходили в пасхальную ночь, волочебные песни исполняли артелями под аккомпанемент скрипки, цимбалы и гармоники. За исполнение получали угощение хозяев. В каждом доме по случаю накрывали стол. Тексты — словно аграрный календарь. Каждый праздник — своя традиция. «Святая вербина — возьми рябинку, выгони животинку», «Святой Борис засевает, святой Микола по межам ходит, жито правит» — так весь ход полевых работ и расписан. По дворам на Псковской земле ходили вплоть до 80-х годов ХХ века.>>>>>>>

Музыкально-хореографические традиции русских старожилов обско-иртышского междуречья
 Хороводы, пляски, танцы включались в молодежные вечёрки, календарные обряды и праздники.
В Сибири, невзирая на суровый климат, пели и танцевали круглый год: от Святок до Пасхи и Троицы. Если зимой все больше парами, то с пробуждением природы, как потеплеет за окном, заводился хоровод. Традиционные сибирские наигрыши «Махонька» и «Подгорная» требуют походов по деревне. Вёшные песни и простор получали особый, и массовость. Бывало, вместе собиралось до 200 человек — ни один самый просторный дом не вместит. Хороводные песни старожилов Сибири сегодня звучат и со сцены. К примеру, программа Сибирского народного хора включает целые фольклорные зарисовки.>>>>>>>

«А мы просо сеяли…» — затягивают по весне в казачьих станицах по Северному Донцу. Хороводы — для юношей и девушек, игры с приговорами для детей. Исследователи русских традиций отмечали, что сочетались в играх спортивные элементы с обрядовыми, ритуальными. Пели по весне, как водится — о чувствах. «Веснянки донские — просто песни о любви», — писал в середине прошлого века музыковед Александр Листопадов. Доставали в весенние дни из закромов печенье в форме крестов, что пекли в пост и хранили в пшенице, — в качестве оберега на урожай. Ели эти куличи, когда выезжали в поля — сеять.>>>>>>>

Обряд похорон Стрелы в Новозыбковском районе Брянской области
Яркий и уникальный пример жизнеспособности народной традиционной культуры.
Границу и весны, и лета проводят в Новозыбковском районе Брянской области. На Вознесение — обряд похорон стрелы. С давних времен, «до колхозов», и в наши дни. Праздник объединяет все фольклорные традиции: песни, обычаи, игры и хороводы. «Похороны стрелы» — прощание с весенними песнями. На обряд собираются жители близлежащих сел, одеваются в домотканые рубахи с браными (узорчатыми) рукавами и на месте, где когда-то находилась церковь, водят круговые хороводы. «Если мы не будем хоронить стрелу, то время остановится», — говорят местные жители и продолжают традиции предков.>>>>>>>>


Весенний обряд Акашка́ кукморских удмуртов
 Обряд приурочен к Пасхе и отмечает начало весны и земледельческого года.
Весна — время встречи нового земледельческого года. Кукморские удмурты, проживающие на территории Татарстана, начинают весенние обряды в Пасху. Праздник длится целую неделю: с молениями и поминовением предков, обходом домов и выходом на пашню. Главное блюдо в Бадњым нал (Великий день) — гусиная каша, а главное развлечение — курегпуз тагаллян: катание яиц. Есть у каждой деревни и свой напев к празднику, в народе он называется Акашка. Каждый день после Великого дня имеет свои традиции. Главная — выход в поле. До этого времени копать — беспокоить землю не позволялось.>>>>>>>>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий